Вималакирти сказал присутствующим Бодхисаттвам: "Добродетельные,
пусть каждый из вас выскажется, как он понимает недуальную Дхарму."
Бодхисаттва, называемый "Утешение в Дхарме", сказал:
"Добродетельные, рождение и смерть - дуальность, однако ничто не
создаётся и ничто не уничтожается. Реализация этой устойчивой
невозмутимости, ведущей к невозникновению, есть посвящение в недуальную
Дхарму."
Бодхисаттва, названный "Страж Трёх Добродетелей",*60 сказал:
"Субъект и объект - дуальность, ибо где есть эго, там и его объект,
но, поскольку нет никакого эго, его объект не возникает; это суть
посвящение в недуальную Дхарму."
Бодхисаттва "Никогда Не Мигающий"*61 сказал: "Реагирование и перереагирование - это дуальность. Если нет
ответа на феномен, последний нигде нельзя обнаружить; отсюда, нет ни
приятия, ни отрицания и нет ни кармической активности, ни
различения; это есть посвящение в недуальную Дхарму."
Бодхисаттва "Высшая Добродетель" сказал: "Нечистота и чистота
являют собой дуальность. Когда основополагающая природа нечистоты
воспринимается ясно, то перестаёт возникать даже чистота. Поэтому
прекращение идеи чистоты суть посвящение в недуальную Дхарму."
Бодхисаттва "Достигший Самадхи Глядением на Звезду" сказал:
"Внешние тревоги и внутреннее размышление - это дуальность; когда
волнения успокаиваются, мышление приходит к концу, а отсутствие мыслей
ведёт к не-различению; достижение этого состояния есть посвящение в
недуальную Дхарму."
Бодхисаттва "Мастерский Глаз"*62 сказал: "Монистическая форма*63
и бесформенность - это дуальность. Если монистическая форма реализуется
как бесформенная вместе с отказом от бесформенности,
чтобы достичь беспристрастности, это есть посвящение в недуальную
Дхарму."
Бодхисаттва "Чудесная Рука"*64 сказал: "Ум Бодхисаттвы и ум
шравака - это дуальность. Если на ум смотрят как на пустой или
иллюзорный, нет ни ума Бодхисаттвы, ни ума шравака; это - посвящение в
недуальную Дхарму."
Бодхисаттва Пушья*65 сказал: "Добро и зло - это дуальность; если
не возникает ни добра, ни зла, так, что реализуется бесформенность,
чтобы достичь Реальности, это есть посвящение в недуальную Дхарму"
Бодхисаттва Симха (Лев) сказал: "Благоденствие и несчастье -
дуальность; если основополагающая природа несчастья понята, оно не
отличается от благоденствия. Если используется алмазная (нерушимая)
мудрость, чтобы вглядеться в это и без рабства, и без освобождения , это - посвящение в недуальную Дхарму."
Бодхисаттва "Львиное Бесстрашие" сказал: "Мирское и надмирское -
дуальность. Если все вещи исследуются беспристрастно, ни мирского, ни
надмирского не возникает, нет никакой дифференциации между формой и
бесформенностью, тогда есть посвящение в недуальную Дхарму."
Бодхисаттва "Чистая Толкование" сказал: "Активность и
неактивность - дуальность, но если ум воздерживается от всех
ментальных условий, он будет как пространство, а чистая и ясная
мудрость будет свободна от всех омрачений. Это есть посвящение в
недуальную Дхарму."
Бодхисаттва "Нараяна"*66 сказал: "Мирское и надмирское -
дуальность, но основополагающая природа мирского пуста
и является ничем иным, как надмирским, куда невозможно
войти и которое невозможно покинуть, которое ни растекается подобно
потоку перерождения, ни рассеивается подобно дыму. Это - посвящение
в недуальную Дхарму."
Бодхисаттва "Мастерский Ум" сказал: "Самсара*67 и нирвана -
дуальность. Если основополагающая природы самсары воспринята, то не
существует ни рождения, ни смерти, ни рабства, ни освобождения и ни
подъёма, ни спада. Такое понимание суть посвящение в недуальную
Дхарму."
Бодхисаттва "Прямое Прозрение"*68 сказал: "Исчерпаемое и
неисчерпаемое - дуальность.*69 Если все вещи исследуются исчерпывающе,
то как исчерпаемое, так и неисчерпаемое не могут исчерпаться.
неисчерпаемое же идентично пустоте, которая за пределами как
исчерпаемого, так и неисчерпаемого. Такое толкование есть посвящение в
недуальную Дхарму."
Бодхисаттва "Придерживающийся Универсальности" сказал: "Эго и не-
эго - дуальность. Поскольку эго не может быть найдено, то где можно
найти не-эго? Тот, кто постигает реальную природу эго, не даёт
возникнуть дуальностям; это - посвящение в недуальную Дхарму."
Бодхисаттва "Молниеносное Восприятие" сказал: "Просветление и
непросветление - дуальность, но основополагающая природа непросветления
- есть просветление, которое также следует отбросить; если все
относительности отброшены и заменены недуальной беспристрастностью, -
это - посвящение в недуальную Дхарму."
Бодхисаттва "Прийядаршана"*70 сказал: "Форма (рупа) и пустота -
дуальность, форма идентична пустоте, что не означает, что форма
стирает пустоту, ибо основополагающая природа формы есть сама пустота.
Таковы же и другие четыре сканхи - восприятие (ведана),различение(санджня), волепрявления(самскара) и сознание (виджняна) - в отношении к
пустоте."
"Сознание и пустота - дуальность, однако сознание идентично
пустоте, что не означает, что сознание сметает пустоту,
основополагающая природа пустоты пуста сама по себе. Полное понимание
этого есть посвящение в недуальную Дхарму."
Бодхисаттва "Понимание Четырёх Элементов" сказал: "Четыре
элемента (земля, вода, огонь и воздух) и их пустота - дуальность, но
основополагающая природа четырёх элементов идентична природе пустоты.
Подобно прошлому и будущему, которые оба пусты, настоящее
также пусто. Идентичное понимание основополагающей природы
всех четырёх элементов есть посвящение в недуальную Дхарму."
Бодхисаттва "Глубокая Мысль" сказал: "Глаз и форма - дуальность,
если основополагающая природа глаза узнаётся без влияния желания,
гнева или тупости относительно увиденных вещей, это есть нирвана.
Подобно этому ухо и звук, нос и запах, язык и вкус, тело и
касание, а также ум и процесс мышления являются дуальностями, но если
основополагающая природа ума узнана не посредством желания, гнева и
тупости относительно вещей, это есть нирвана. Покоиться в этом состоянии,
есть посвящение в недуальную Дхарму."
Бодхисаттва "Неистощимый Ум"*71 сказал: "Совершенство даяния и
посвящение его заслуг реализации всезнания - это дуальность, *72 однако
основополагающая природа даяния есть отдача себя всезнанию."
"Аналогично, совершенство дисциплины (шила-парамита),
совершенство терпения (кшанти-парамита),совершенство усердия
(вирья-параита),совершенство созерцания (дьхяна-парамита),совершенство
мудрости (праджня-парамита) с посвящением Всезнанию есть пять дуальностей,
но их основополагающие натуры - ничто иное, как посвящение Всезнанию,
тогда как реализация их единства*73 суть посвещение в недуальную Дхарму."
Бодхисаттва "Глубокая Мудрость" сказал: "Пустота, бесформенность
и не-активность*74 - трое различных врат к освобождению,
и, когда каждое сравнивается с двумя другими, проявляются три
дуальности, однако пустота - бесформенна, а бесформенность не-
активна. Ибо когда пустота, бесформенность и неактивность имеют место,
нет ни ума, ни интеллекта, ни сознания, и освобождение через любое одно
из этих трёх врат идентично освобождению через все три. Это -
посвящение в недуальную Дхарму."
Бодхисаттва "Невозмутимые Органы Чувств" сказал: "Будда, Дхарма и
Сангха - три разных сокровища, и когда каждое сравнивается с двумя
другими, налицо три дуальности, но Будда идентичен Дхарме, а Дхарма
идентична Сангхе. Ибо три сокровища не-активы и равны
пространству, с тем же равенством для всех вещей. Реализация этого
равенства есть посвящение в недуальную Дхарму."
Бодхисаттва "Беспрепятственный Ум" сказал: "Тело и его
уничтожение в нирване*75 - дуальность, но тело идентично нирване.
Почему? Потому что если основополагающая природа тела воспринята,
никакой концепции о существовании тела не возникает, ибо оба - не
будучи двумя различными вещами, в основе своей недуальны.. Отсутствие
страха и смятения при встрече с этим окончательным состоянием есть
посвящение в недуальную Дхарму."
Бодхисаттва "Высокая Добродетель" *76 сказал: "Три кармы,
порождённые телом, речью и мыслью различны, если каждая сравнивается с
двумя другими, и создают три дуальности но их основополагающая
природа не-активна; так что не-активное тело идентично не-активной
речи, которая идентична не-активному уму. Поскольку эти три кармы
неактивны, все вещи также неактивны. Аналогично, если мудрость
(праджня) также неактивна, это есть посвящение в недуальную Дхарму."
Бодхисаттва "Поле Блаженства"*77 сказал: "Хорошее поведение,
дурное поведение и отсутствие движения*78 - различны, и когда каждое
сравнивают с двумя другими, создают три дуальности, но
основополагающая природа всех трёх - это пустота, свободная от добра,
зла и неподвижности. Невозникновение этих трёх есть посвящение в
недуальную Дхарму."
Бодхисаттва "Величественное Цветение"*79 сказал: "Эго и его
объект - дуальность, если основополагающую природу эго
исследовать, эта дуальность исчезает. Если дуальность отвергнуть, не
будет никакого сознания, а свобода от сознания суть посвящение в
недуальную Дхарму."
Бодхисаттва "Сокровище Тройного Могущества"*80 сказал:
"Реализация подразумевает субъект и объект, что являет собой
дуальность, но если ничто не рассматривать как реализацию, не будет ни
схватывания, ни отвергания, а свобода от схватывания и отвергания есть
посвящение в недуальную Дхарму."
Бодхисаттва "Луна Среди Небес"*81 сказал: "Темнота и свет -
дуальность. Где нет ни темноты, ни света*82, нет и этой дуальности.
Почему? Потому что в состоянии самадхи, произошедшего из-за полного
угасания ощущения и мышления*83, нет ни темноты, ни света при том, что
все вещи исчезают. Бескорыстное вхождение в это состояние суть
посвящение в недуальную Дхарму."
Бодхисаттва "Ратна Мудра"*84 (Драгоценный Символ) сказал:
"Радость в нирване и печаль в самсаре - это дуальность, которая
исчезает, когда нет больше радости и печали. Почему? Потому что там,
где есть рабство, есть и желание освобождения, но если по сути нет
никакого рабства, то кто ищет освобождения? Где нет ни рабства, ни
освобождения, там не будет ни радости, ни печали; это - посвящение в
недуальную Дхарму."
Бодхисаттва "Драгоценность на Голове"*85 сказал: "Учение Будды и
ложные взгляды - дуальность, но тот, кто пребывает в Дхарме не видит
различий между Учением и всем остальным.
Воздержанность от этих двух крайностей есть посвящение в недуальную
Дхарму."
Бодхисаттва "Радость в Реальности" сказал: "Реальность и
нереальность - это дуальность, но тот, кто реализует реальность, даже
не воспринимает её, а ещё меньше он воспринимает нереальность.
Почему? Потому что реальность невидима обычными глазами и является
только глазу мудрости. Таким образом, реализация глаза мудрости,
который не является ни наблюдающим, ни ненаблюдающим, есть посвящение в
недуальную Дхарму."
После того, как Бодхисаттвы высказались, они спросили у Манджушри
о его взгляде на недуальную Дхарму.
Манджушри сказал: "По моему убеждению, когда все вещи больше не
находятся в области слова или речи, а также либо указания, либо знания,
а пребывают за пределами вопросов и ответов, это есть посвящение в
недуальную Дхарму."
При этом Манджушри спросил Вималакирти: "Мы все уже высказались;
теперь скажи нам, пожалуйста, что такое посвящение Бодхисаттвы в
недуальную Дхарму."
Вималакирти хранил молчание, не произнося ни слова.
Тут Манджушри воскликнул: "Отлично, отлично. Может ли быть
истинное посвящение в недуальную Дхарму, пока слова и речь всё ещё
записываются или произносятся?*86
После разъяснения посвящения в недуальную Дхарму пять тысяч
Бодхисаттв в этом собрании были посвящены в неё, реализуя тем самым
устойчивую невозмутимость несозданного.
|