ВИМАЛАКИРТИ НИРДЕША СУТРА
Комментарии к главам 1-5

Глава 1

      1. Шесть Парамит: Дана-парамита (Даяние), Шила-парамита (Нравственность), Ксанти-парамита (Терпение), Вирья-парамита (Энергичность), Дхьяна-парамита (Сосредоточение), Праджня-парамита (Мудрость); и шесть сил: Божественное Видение, божественное Слышание, знание умов всех живых существ, знание всех форм прежних существований своих и других людей, власть появляться в любом месте и достичь Абсолютно Освобождения, окончив поток перерождений.

      2. Мудрость Просветлённого.

      3. Пять Препятствий (Омрачений) - Страсть, Гнев, Сонливость, Волнение и Сомнение.

      4. Десять Ограничений - отсутствие стыда, наглость, зависть, скраденность, сожаление, апатичность, неустойчивость, уныние, гнев и скрытый порок.

      5. Т.е. седьмую стадию "Не-возвращения" при развитии Бодхисаттвы в Будду.

      6. Досабала или десять неустрашимых сил, дающие совершенное знание: а) того, что истинно и неистинно в любых обстоятельствах; б) какова карма всякого существа, его прошлое, настоящее и будущее; в) все стадии Освобождения, от Дхьяны до Самадхи; г) добрые и злые корни всех существ; д) знание и понимание любого существа; актуальные условия всякой индивидуальности; е) направление и последствия всех законов; ж) все причины нравственности и причины добра и зла в их реальности; з) прежние жизни всех существ и Освобождение; и)разрушение всякой иллюзии любого вида.

      7. Авеникадхарма или 18 Непревзойденных характеристик Просветлённого: совершенство Его тела (деяний), рта (речи), ума (мыслей), беспристрастие ко всему, безмятежность, самопожертвование, нерушимое желание спасать и неослабевающее усердие в этом, безошибочная мысль об этом, мудрость в этом, силы избавления, его принцип, раскрытие совершенной мудрости в поступках, речи и мыслях, совершенное знание прошлого, будущего и настоящего.

      8. "Индражала" - снскр. "Сеть Индры", висящая в его холле, из которой можно продуцировать все вещи.

      9. Восемь классов существ, всегда приходящие слушать проповедь Просветлённого : а) небесные драконы; б) небесные духи; в) якшасы или демоны в земле; г) гандхарвы или духи на душистых горах, называемве так за то, что не пьют вина и не едят мяса, а питаются благовониями и издают приятный запах; д) асуры - титаны, воинствующие полубоги; е) Гаруда - королева птиц, пожирающая Нагов, возница Вишну; ж) киннары - музыканты богов богатств с человеческими телами и лошадиными головами; з) махорагосы - демоны по форме подобные питонам.

      10. Санскр.: монахи и монахини, миряне и мирянки.

      11. Грахапати: "старший, который справедлив, открыт и честен.

      12. Десять неустрашимых сил Просветлённого - см.6.

      13. Восемнадцать непревзойденных качеств - см.7.

      14. См.6.

      15. Чатвари апраманани - Четыре Безмерных Состояния Ума Просветлённого : Безграничная Доброта - Майтри, дарение радости и счастья; Беспредельное Сострадание - Каруна; Безграничное Сорадование - Мудита к избавляющимся от страдания; Неограниченное Бесстрастие (Равностность) - Упекша, т.е. выход за пределы эмоций и различений.

      16. Катух-самграху-васту, четыре действия служения Бодхисаттвы: а) Дана - даяние другим того, что им нравится, чтобы оно вело их к любви и обретению Истины; б) Приявачана -- дружественная речь с той же целью; в) Артхакртья - поведение с пользой для других, с той же целью; г) Саманартхата - сотрудничество с другими и собственная терпимость к другим, что бы вести их к Истине.

      17. Упайя - "Искусные Методы" разъяснения невыразимой и неописуемой Истины.

      18. Бодхипакшика-дхарма - Тридцать Семь Состояний Способствующих Просветлению: -- Четыре стадии полноты внимания, см.18; -- Четыре Истинных Усилия, см. 20; -- Четыре шага к Сверх Силам, см. 21; -- Пять духовных Корней, см.22; -- Пять духовных Сил, см. 23; -- Семь Аспектов Просветления, см.24; -- Восьмеричный Благородный Путь, см.25.

      19. Смритьюпастхана - Четверичная Основа Полного Осознавания (или Четыре Уединенных Созерцания): а) Созерцание тела с целью постичь его как пример Благородной Истины о Страдании. б) Созерцание чувств с целью увидеть их как пример Благородной Истины о Причине Страдания; причина страдания - это жажда, счастье - это жажда не расставаться с удовольствием, несчастье - это жажда избавиться от горя, а безразличие - желание отсутствия перемен. в) Созерцание ума с целью увидеть его Абсолютную Природу как пример Благородной Истины о Пресечении Страдания. г) Созерцание всего сущего (всех дхарм) с целью понять, что следует оставлять и принимать, иными словами Благородную Истину о Пути.

      20. Самьякирахана - Четыре Истинных Усилия: а) Искоренение всех неблагих качеств; б) Воздержание от выработки неблагих качеств; в) Взращивание в себе тех благих качеств, которых пока в вас нет; г) Усиление тех, которые уже есть.

      21. Риддхипада - Четыре опоры Сверх Сил - это состояния целеустремленного сосредоточения, происходящие из покоя ума: а) намерение обрести столь высокий покой ума; б) настойчивое стремление к этому; в) стойкое удержание достигнутой позиции; г) глубокое созерцание в сочетании с пониманием его принципов.

      22. Панча-индрияни - Пять Способностей или Корней : а) Шрадха-индрия - Корень Благоговения перед Истиной; б)Вирья-индрия - Корень Подвижничества (Энергичности); в)Смрити-идрия - Корень Памятования (Осознавания); г)Самадхи-индрия - Корень Сосредоточения; д)Праджня-индрия - Корень Мудрости.

      23. Панча-балани - Пять Сил - таковы же как и Пять Корней (Шрадха-бала, Вирья-бала и др.), но доведены до совершенства и в отличии от Корней не могут быть повержены своими противоположностями и сами уничтожают их Благоговение - сомнения, Подвижничество - лень и нерадивость, Памятование - забывчивость, Сосредоточенность - рассеянность, Мудрость рассеивает неведение.

      24. Сапта-бодхьянгами - Семь Факторов Просветления: а) Смрити - Собранность разума - чистое внимание - постоянное осознавание положения вещей в мире и его анализ: причины и следствия. б) Дхарма-вичарья - Распознавание Истины - постоянное видение истинных ценностей и Истинного Пути в этой жизни. в) Вирья - Подвижничество - интенсивное, ревностное и усердное очищение своего сознания и бытия. г) Пити - Вдохновленность - возвышенная, восторженная радость от познания и продвижения по Пути. д) Пошадхи - Безмятежная ясность - обретение лёгкости и покоя, уверенности в будущем, рожденные вдохновлённым следованием Пути. е) Непоколебимая Сосредоточенность - Самадхи - видение познанного во всех проявлениях жизни, постоянное и непоколебимое. ж) Упекша - Равностность - возвышенная бесстрастность сознания, отрекшегося от всякого осквернения, включая заблуждения относительно личности, уничтожение всякой почвы под этими осквкрнениями.

      25. Аштанга-арья-марга - Восьмеричный Благородный Путь: 1. Самьякдришти - Истинное Воззрение; 2. Самьяксамкальпа - Истинное Намерение; 3. Самьяквак - Истинная Речь; 4. Самьяккарманта - Истинные Поступки; 5. Самьякаджива - Истинный Образ Жизни; 6. Самьяквьяна - Истинное Усилие; 7. Самьяксмрити - Истинное Памятование; 8. Самьяксамадхи - Истинное Сосредоточение.

      26. Восемь прискорбных условий - то те, в которых трудно встретить Просветленного или услышать Дхарму: в адах; будучи голодным духом; будучи животными; в мире, где все в довольстве и нет шанса услышать о Дхарме; в небесных сферах, где жизнь длительна и легка, и жители никогда не думают о Дхарме; будучи слепым, глухим или немым; будучи мирскими философами, не принемающими во внимание Дхарму; в промежуточный период между Буддой и его приемником.

      27. Т.е. не приверженность дурным деяниям: убийсиву, воровству, прелюбодеянию, лжи, двуличию, грубой речи, омраченной речи, желанию, злобе и извращенным вглядам.

      28. Т.к. он воздерживается от убийства.

      29. Т.к. он воздерживается от воровства.

      30. Т.к. он воздерживается от похти.

      31. Т.к. он не лжет.

      32. Т.к. он воздерживается от грубого языка.

      33. Т.к. он воздерживается от двулмчия.

      34. Т.к. он не изрекает наносящего вред.

Глава 2

      36. - Упайя, надлежащий метод обучения и объяснения непостижимого и невыразимого абсолютного состояния просветления.

      37. - Т.е. 48 великих заветов Амитабхи Будды.

      38. - Его практика дана-парамита или совершенство даяния;

      39. - Его практика шила-парамита или совершенство нравственности;

      40. - Его практика кшанти-парамита или совершенство терпения;

      41. - Его практика вирья-парамита или совершенство усердия;

      42. - Его практика дхьяна-парамита или совершенство созерцания;

      43. - Его практика праджня-парамита или совершенство мудрости.

      44. - Духовные качества, раскрываемые его правильной практикой Дхармы.

      45. - Т.е. скрытым вкусом или ощущением, переживаемым тем, кто достиг дхьяны.

      46. - Упасака, верный приверженец, остающийся в мире как ученик-мирянин.

      47. - Хранители четырех сторон света;

      48. - Т.е. сущностное духовное тело Будды, свободное от рождения и смерти; оно - бесформенно и за пределами трёх миров желаний, формы и бесформенного.

      49. - Шесть сверхъестественных сил (шадабхиджня): 1) божественное видение, 2)божественное слышание, 3) знание умов всех живых существ, 4) знание всех форм прошлых существований своих и других /людей/, 5) способность появляться по воле в любом месте и иметь абсолютную свободу, 6) прозрение в окончание потока рождения и смерти.

      50. - Три прозрения в обстоятельства смерти своей и других /людей/ в прошлых жизнях; в обстоятельствах будущей смерти; и в страдания, связанные со смертью в настоящей жизни с тем, чтобы преодолеть все страсти и искушения.

      51. - Тридцать семь обстоятельств, содействующих просветлению см. выше.

      52. - Т.е. шаматха-випашьяна.

      53. - Дашабала см. пр. 6.

      54. - Четыре вида неустрашимости Будды появляются из всеведения, совершенства характера, преодоления противоположностей и окончания страдания.

      55. - Восемнадцать непревзойдённых качеств Будды см. пр. 7.

Глава 3

      56. - Пассивность, активность, как и их отсутствие в Нирване невозможны, и Бодхисаттва не пренебрегает ничем.

      57. - Тридцать семь способствующих Просветлению, см. пр. 18.

      58. - Вималакирти знал, что аудитория была высокого духовного уровня, и её надлежит обучать абсолютной реальности.

      59. - Трое врат Освобождения - это пустота, бесформенность и недеяние.

      60. - Есть четыре вида пищи: а) съедаемая по индийскому способу, когда сначала скатывают пищу в шарик в руке, а затем подносят её ко рту, чтобы поддержать тело и сохранить жизнь; б) пища-обет как следствие обета практикующего, развивающего все благие корни, присущие ему; в) кармическая пища, поддерживающая жизни мучающихся в аду; г) духовная пища, благодаря которой поддерживают жизнь дэвы в бесформенных мирах. В тексте имеется в виду, что съедание пищи должно быть свободно от всякой привязанности к ней с тем, чтобы быть в согласии с абсолютной реальностью.

      61. - Освобождение в восьми формах /ашта-вимокша/: 1. Освобождение, когда в случае возникновения субъективного желания изучают объект или все вещи и осознают их нечистоту; 2. Освобождение, когда не возникает субъективного желания, благодаря тихой медитации, как указано выше; 3. Освобождение посредством концентрации на чистоте вплоть до реализации неизменного состояния свободы от всех желаний; 4. Освобождение через реализацию бесконечности пространства или нематериального; 5. Освобождение через реализацию бесконечного знания; 6. Освобождение в реализации ничто; 7. Освобождение в состоянии ума, когда нет ни мысли, ни отсутствия мысли; 8. Освобождение благодаря состоянию ума, отмеченному окончательным угасанием как ощущения /ведана/, так и концепции /санджня/; 1 и 2 - освобождение посредством медитации на нечистоте, а 3 - на чистоте. 2 - Противоположное восьмиричному благородному пути: 1. неправильные взгляды; 2. неправильные мысли; 3. лживая и праздная болтовня; 4. еретическое поведение; 5. еретические занятия или образ жизни; 6. ложное рвение; 7. неправильная полнота внимания; 8. не истинноесозерцание.

      63 - Шравака сметает тупость, заслоняющую ему мудрость, чтобы достигнуть просветления, и кладёт конец привязанности, чтобы достигнуть освобождения, но Бодхисаттва прямо всматривается в основополагающую природу тупости и любви-привязанности, чтобы устранить все дуальности, относительности и противоположности и реализовать абсолютное состояние просветления и подлинного освобождения.

      64. - Неведение, злоба, страсть, завить и гордость.

      66. - Шесть тиртхъяс или еретических учителей были оппонентами Будды: а) Пурана-кашьяна, который учил о несуществовании всех вещей, что всё - иллюзия и что поэтому нет ни смерти, ни рождения, ни принца, ни субъекта, ни родителей, ни дитя, ни их обязанностей; б) Маскари-гошалипутра, который отрицал то, что судьба человека - результат его деяний в прошлых жизнях; в) Саньджая-вайратипутра, учивший, что нет необходимости в поиске истины, поскольку по прошествии неизбежных эонов, смертность придёт к концу и счастье последует естественным образом; г) Аджита-кешакамбала, которому покрывалом служили его волосы и который предавался экстравагантному аскетизму; его доктрина состояла в том, что счастье в следующей жизни взаимосвязана со страданием в этой жизни; д) Какуда-катьяяна, чьи взгляды изменялись согласно обстоятельствам; он отвечал "есть" всем спрашивающим о существовании и "не есть" - спрашивающим о не-существовании; е) Нирграндха-джнятипутра, чьи доктрины были детерминистскими - всё предопределено, так что никакие религиозные практики не могли бы изменить чью-либо судьбу.

      67. - Восемь скорбных условий см.26.

      68. - Вималакирти учит Субхути прекратить дифференциацию и оставаться беспристрастным к дуальностям, относительностям и противоположностям, чтобы глубоко всмотреться в основополагающую природу всех феноменов для развития все- охватного ума в соответствии с единством абсолютной реальности.

      69. - Глаз Дхармы проникает во все вещи, чтобы увидеть истину, освобождающую людей от перерождений.

      71. - Анируддха был одним из главных учеников Будды; его считали лучше всех овладевшим божественным видением.

      72. - Плод, подобный ореху бетеля, используемый для лечения простуд.

      73. - Анируддха не достиг реального видения, которого не может заслонить иллюзия формы.

      74. - Потому что клеши не имеют независимой собственной природы и потому - не существуют.

      77. - 62 взгляда берут своё начало из пяти скандх, рассматриваемых в процессе трёх периодов времени. В прошлом каждый имел дело с постоянством, непостоянством, с обоими или ни с одним из них о (5х4=20) в настоящем, и здесь мы имеем дело с пространством или протяжённостью, каждый ограничен, неограничен, и то и другое или и ни то и ни другое (5х4=20). В будущем каждый или продолжится или нет, и то и другое или ни то и ни другое (5х4=20), что в сумме составит 60. Если добавить две идеи о том, что тело и ум являют собой единство или что они различны, то в целом у нас получится 62.

      78. - Пять областей существования: боги и асуры, люди, животные, голодные духи и жители ада.

      79. - пять видов зрения: человеческое; божественное или неограниченное; мудрости, видящий все вещи как нереальные, Дхарма-глаз, проникающий во все вещи, чтобы видеть истину, освобождающую людей от перерождения; и просветлённое видение всеведущего.

      80. - Пять духовных сил или нанча-балани см.23.

      81. - Пять духовных способностей или индрияни-панча см.22.

      83. - Век, когда Будда был на земле.

      84. - См. Сурангама Сутра, стр. 105, где приведено подробное изложение пяти условий помутнения.

Глава 4

      86. - Бодхимандал, круг, святое место или место просветления; место преподания и изучения Дхармы; место, где Будда или мастер достиг Бодхи; место реализации истины Будды; место, где появляется Бодхисаттва, где монах пробудился к Дхарме, являет собой бодхимандал.

      87. - Четыре победоносных действия Бодхисаттвы /катух-саграха-васту/ см.16.

      88. - 37 условий, содействующих просветлению /саптат римша-бодхипакшикадхарма/ см.18.

      90. - Двенадцать звеньев в цепи существования; нидана: из неведения - предрасположение, из предрасположения - сознание, из сознания - имя и форма, из имени и формы - шесть органов чувств, из шести органов чувств - соприкосновение, из соприкосновения - ощущение, из ощущения - желание, из желания - схватывание, из схватывания - становление, из становления - перерождение, из перерождения - старость и смерть.

      91. - Десять сил Будды, дасабала, см.6

      92. - Четыре неустрашимости: бесстрашие Будды происходит от его всеведения, совершенства характера, преодоления противоположностей и окончания страдания.

      93. - Восемнадцать непревзойдённых характеристик Будды см.7.

      94. - Обычная манера обращения к ученику Будды.

      96. - Вималакирти вернул девушек демону, желание которого было таким образом удовлетворено, и использовал возможность преподать им, как развивать высший ум бодхи, чтобы исполнить его собственную клятву спасения всех живых существ. *98 - Они названы четырьмя безмерными или бесконечными состояниями умов: безграничное сострадание, каруна, чтобы спасти от страдания; безграничная радость, мудита, при видении других избавленными от страдания; и не имеющая границ беспристрастность, упехша, т.е. способность подняться над всем или отказ от все вещей, таких как различение на друга и недруга, нравящееся и ненравящееся и т.д. Они также названы четырьмя равенствами или универсалиями и четырьмя благородными действиями чистой жизни, обеспечивающими перерождение в Брахмалоке или небесах формы..

      99. - Это относится к трём вратам в город нирвана, в который можно вступить посредством медитации на пустоте, опустошающей ум от идей "я" и "другие"; на бесформенности, снимающей форму или внешнее; и на недействии, которое кладёт конец всем мирским поступкам и явлено в мире, чтобы освободить все живые существа.

      100. - Четыре освобождающие действия Бодхисаттвы см. выше.

      101 - Три неразрушимости: бесконечное тело, бесконечная жизнь и безграничные духовные владения.

      102 - Шесть мыслей для обдумывания: Будда, Дхарма, Сангха, заповеди, подавание милостыни и небеса с их предполагаемым счастьем.

      103 - Шесть моментов благоговейной гармонии или единства в монастыре: телесное единство в форме почитания; вербальное единство в распевании /мантр/; умственное единство в вере; моральное единство в соблюдении заповедей; доктринальное единство во взглядах и интерпретациях; и экономическое единство в общности владения имуществом, в делах, изучении или милосердии.

      104 - т.е. 37 условий, содействующих просветлению см.выше).

Глава 5

      105 - Буквально "которые Будды и Бодхисаттвы позволяют себе, или посредством которых доставляют себе удовольствие".

      106 - Т.е. не оставаясь в зависимости, вызванной различением относительно прихода и видения.

      107 - Это означает избегать создания дуальности субъекта и объекта с тем, чтобы сохранять абсолютную функцию видения.

      108 - Манджушри имел в виду: "Твой дом пуст, поскольку он пуст от объектов и слуг, но от чего пуста Будда земля?" Вималакирти же имел в вид: "В абсолютном состоянии Буддства даже к мудрости не следует привязываться, чтобы реализовать пустоту как субъекта, так и объекта."

      109 - Манджушри имел в виду: "Поскольку в абсолютной Будда земле все вещи в своей основе пусты, почему мудрость также должна быть пустой, чтобы сделать их пустыми ещё раз?"

      110 - Подробное объяснение 62 ложных взглядов см. выше.

      111 - Внутреннее различение и внешние чувственные данные; оба не существуют.

      112 - В "Алмазной Сутре" Будда спрашивает: "Субхути, как ты думаешь? Украшают ли Бодхисаттвы земли Будды своими действиями?" Субхути отвечал: "Нет, Благословенный Мира. Почему? Потому что это - не реальное украшение..." Будда сказал: "Субхути, именно поэтому всем Бодхисаттвам и Махасаттвам надлежит таким образом развить чистый и ясный ум, который не пребывает в форме, звуке, вкусе, касании и дхарме /вещи/. Они должны развить ум, который нигде не пребывает. /См. Учения Чань и Дзэн, серия 1/. В той же сутре Субхути спрашивает: "Почему Бодхисаттвы не получают вознаграждения за свои заслуги?" Будда отвечает: "Когда Бодхисаттвы практикуют благие добродетели, они не должны иметь сильного стремления, ни привязанности, поэтому они не получают вознаграждения."

      113 - Он не должен искать всезнания Будды прежде его полного развития в Состояние Будды.

      115 - Дхармата, основополагающая природа всех вещей.

      116 - Шесть совершенств или парамит см. выше.

      117 - Шесть сверхнормальных сил см. выше.

      118 - Для того, чтобы он мог оставаться в мире с целью продолжения своей работы по спасению.

      119 - Четыре бесконечных состояния ума см. выше.

      120 - Поскольку успешная практика четырёх бесконечных состояний ума обеспечивает перерождение в небесах Брамы, которое мешает развитию Бодхисаттвы в Буддство.

      121 - Это обозначает четыре состояния медитации на небесах формы: в первых небесах обитатели не имеют органов вкуса или запаха, не нуждаются в пище, но обладают другими четырьмя органами; во вторых небесах обитатели остановили требования пяти физических органов, владея лишь "органом" ума; в третьих небесах обитатели всё ещё имеют орган ума и восприимчивы к великой радости; в четвёртых небесах они всё ещё имеют ум, но очень тонкий.

      122 - Четыре состояния безмятежности в бесформенных небесах: в первых небесах ум становится пустым и огромным как пространство; во вторых - силы восприятия и понимания неограниченны; в третьих небесах различающие силы ума подчинены; в четвертых небесах появляется интуитивная мудрость.

      123 - Освобождение в восьми формах или ашта-вимокша см. выше.

      124 - Самадхи, достигнутое через трое врат к городу нирвана: пустота, бесформенное и недеяние;

      125 - Он таким образом сеет причины, не пожиная их последствий, чтобы показать свою независимость от закона причинности с целью устранить перерождение в дхъяна небесах так, чтобы он смог продолжить своё развитие Бодхисаттвы в Буддство.

      126 -Четыре состояния полноты внимания (смртъюнастхьяна) см. выше.

      127 - Карма тела или дурная карма пяти органов чувств в мире желания; и карма ума или добрая карма в небесах формы.

      128 - Так, чтобы он мог быть в соприкосновении со всеми живыми существами с целью освободить их.

      129 - Четыре правильных усилия /самхякирахана/ см. выше.

      130 - Четыре ступени Хинаяны к сверхъестественным сила /рдхипада/ см. выше.

      131 - Шесть сверхъестественных сил Махаяны см. выше.

      132 - Пять духовных способностей см. выше, панча-индрияни.

      133 - Пять сил стадии шравака /панча-балани/ см. выше.

      134 - Десять сил Будды /дашабала/ см. выше.

      135 - Семь ступеней просветления /санти-бодхъянга/ см. выше.

      136 - Восьмиричный благородный путь /ашта-марга/ см. выше.

      137 - Шаматха-випашьяна.